Предыдущий день

К началу отчета

Следующий день

День 13: 28.05.09.

р.Эльмус - пос.Эльмус - Юстозеро – оз.Пунозеро – оз.Торосозеро – оз.Семчозеро – Большая Сельга – Мяндусельга – Корзикозеро – дер.Кумса – оз.Кондиенлампи

Всего 60,76 км

Озеро Эльмус

Ясно, сухо, прохладно, сильный попутный ветер. Характер дороги прежний. Смешанный лес, ненаселенка, редкие отворотки в лес. Хороший асфальт, смешанный лес, временами – вырубки. Трафик все так же почти нулевой. Умеренная пересеченка.

Озеро Эльмус, исток нашей речки. Одноименный поселок лесорубов на берегу. Есть магазин. Автобусная остановка. На улицах - лесовозная техника.

По кромке озера (кроме района поселка) - полоса верховых болот, а за дальним берегом виден их большой массив. Озеро штормит.

За Эльмусом, по правой стороне дороги идет неширокая, но длинная полоса сплошных вырубок. Хвойный лес. Глухомань. Дорога относительно ровная.

Поворот на Юстозеро

Постепенно, хвойные вытесняются чернолесьем. Чуть в стороне от трассы - Юстозеро, делаем короткую радиалку. Вопреки ожиданиям (надписи в Эльмусе вроде “Эльмусское отделение Юстозерского леспромхоза”), Юстозеро оказалось совсем маленькой деревушкой. Правда, есть автобусная остановка (довольно живописная будка) и отделение связи. И полное безлюдье на улицах, как на сиесте в Латинской Америке!

Юстозеро

Деревня стоит на восточном берегу одноименного озера. Озеро небольшое, но симпатичное, с высокими, сухими берегами, и, похоже - что глубокое. Не исключено, что карстовое. Противоположный берег - лесной.

Возвращаемся на трассу. В леса возвращаются хвойные. Много верховых болот. На дороге щит, сообщающий, что мы въехали в Медвежьегорский район.

Слева - длинный, узкий залив Пунозера, сначала берега заболочены. Дальше - открытый озерный простор и твердый берег.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Пунозеро

Прямо возле дороги - стоянка с кострищем, берег озера - буквально в двух шагах. Далее слева от дороги идет хвойный лес, но берег озера - недалеко за лесом, туда идут несколько отвороток.

Торосозеро

Снова идет небольшая пересеченка. Торосозеро. Дорога обходит его по периметру. Южный берег - низкий, дорога идет по самой кромке. На берегу - несколько пятачков с кострищами, на том пространстве, которое имеется между водой и дорогой. Но мы встаем на обед чуть дальше, слева от дороги, в березово-сосновом лесу с очень густым можжевеловым подлеском.

Северный берег Торосозера - высокий, растет сосновый лес. С дороги есть отворотки в сторону воды.

Семчозеро. Пересеченная местность вокруг, изрезанная береговая линия, множество мелких и очень мелких островов. Несколько глубоко врезанных в сушу заливов. Тут находятся 3 маленькие деревни подряд: Бол.Сельга, Мяндусельга и Корзикозеро. Деревни жилые, между ними - сенокосы, какие-то освоенные участки….местность очень напоминает Заонежье, только во много раз меньше. Эдакий совсем малый очаг цивилизации! Но: в семчезерских деревнях магазинов нет! Во всяком случае, не обнаружили.

Семчезеро

Протока в Корзикозеро

Еще отрезок лесной дороги. Очень длинный, скоростной спуск. Дальше - Кумчозеро, на нем - жилая деревня Кумса. Есть магазин, но работает до 17-00 (видимо, некая общая тенденция!). На противоположном берегу виднеется деревня Покровское. Едем дальше.

Развилка. Налево - Покровское, направо - наше направление. Едем.

Близ Кондиенлампи

Мы въезжаем в район ламбушек (от слова “lampi” - “маленькое озеро”, карел.). Здесь этих озер, действительно, много. Ищем место для лагеря на одном из них. Следим за отворотками!

Первая отворотка. Заходим 20 метров в лес - и сразу же стоянка, тупик. Дальше в лесу - моховое болото, сейчас проходимо в кроссовках. За ним - снова сухой ельник и далёкий спуск вниз. Воды нет, возвращаемся на дорогу.

Вторая отворотка налево. Какая-то неинтересная….проехали несколько метров дальше, и слева открылся секундный обзор на ламбушку глубоко внизу. Возвращаемся, проверяем отворотку.

А не ошиблись! Отворотка выводит на высокий склон, который круто спускается к маленькому озеру Кондиенлампи. Что означает “Озеро Медведева” (карел.). К Президенту РФ это отношения не имеет! Просто был некий Кондиен, по-русски значит Медведев. Может, охотник какой был знаменитый?

Озеро - с заболоченными, моховыми берегами. Воду набрать можно. По кромке озера проходит местная ЛЭП, поэтому территория отчасти прорублена с техническими целями. А лес наверху над озером - красивый, старый, высокоствольный ельник с пышным зеленым мхом (в сухую погоду, как у нас, здесь надо быть аккуратнее с огнем). Там и находим без труда площадки под палатки.

Кондиенлампи

Ясно, прохладно. На небе - ни единого облачка, плюс к тому - красивый обзор с верхотуры, не закрытый лесом. Великолепная белая ночь!